В условиях динамично меняющегося
мира, увеличения числа факторов, представляющих угрозу жизни и здоровья людей,
повышение культуры безопасности у детей дошкольного возраста становится одной
из самых актуальных задач современного образования. Данное направление
признается важнейшим национальным приоритетом. На уровне государства
разрабатываются и реализуются образовательные модели формирования основ
безопасного поведения и общения у детей дошкольного возраста, которые
необходимо реализовать на практике в дошкольных организациях.
Проблема повышения культуры
безопасности у дошкольников поднимается многими современными педагогами и
психологами (Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая, И.А. Лыкова,
Т.К. Телегина, Т.А. Шорыгина), поскольку является важным фундаментом
успешной социализации в будущем. На современном этапе развития образования
вопросу безопасности дошкольников уделяется существенное внимание.
Разрабатываются парциальные программы, проекты, методические рекомендации в
этой области. Повышение уровня культуры безопасности в дошкольном учреждении
стоит в одном ряду с традиционными задачами охраны и укрепления жизни и
здоровья детей.
Воспитание культуры безопасности
необходимо начинать в дошкольном периоде, ведь именно в нем закладываются
основы жизненных ориентиров и умение выбирать тот способ взаимодействия с
социумом, который был бы понятным и доступным и в то же время ограждал от
опасных ситуаций. Дошкольное учреждение является для ребенка одним из самых важных
социальных институтов, выступая внешним фактором формирования безопасного
поведения и общения. Основная задача современного образования заключается в
поиске эффективных форм, средств и методов повышения уровня культуры
безопасности дошкольников. Определяющая роль в этом вопросе отводится игровой
деятельности, наиболее характерной для детей дошкольного возраста. Для
дошкольников главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его
возраста знаний, а общее понимание целостности человеческого организма,
взаимосвязи образа жизни, поведения, общения и безопасности.
По мнению К.Ю. Белой, если
следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет,
опасности можно избежать. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного
поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах
преодоления угрозы), сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях,
помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение
оценивать собственные возможности по преодолению опасности.
Безусловно, методы формирования
безопасного поведения у дошкольников напрямую связаны с условиями проживания.
Окружающая ребенка среда диктует соответствующие способы поведения. Решая
проблему повышения культуры безопасности, нельзя использовать единую модель
планирования воспитательно-образовательной работы. Выбор основных средств
работы в этой области определяется конкретными условиями.
Условиями эффективности проводимой
работы по повышению уровня культуры безопасности у дошкольников являются
основные, базовые, дополняющие друг друга принципы:
Принцип
целенаправленности – сопровождается совокупностью всех
используемых в дошкольном учреждении форм, методов, способов, приемов, средств,
направленных на формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста;
Принцип
индивидуализации – направлен на организацию
воспитательно-образовательного пространства дошкольников с учетом возрастных,
личностных особенностей и интересов каждого ребенка, что позволяет успешно
использовать практический материал для развития детей и формирования навыков
безопасного поведения и общения;
Принцип,
основанный на деятельностном подходе, – подразумевает, что
личность развивается в деятельности. Модели формирования безопасного поведения
могут быть легко применимы на практике, в реальных социальных ситуациях;
Принцип
интегративности – предусматривает возможность
использования содержания направления безопасности дошкольников в разных видах
деятельности: познавательной, речевой, игровой, исследовательской,
двигательной;
Принцип
доступности – позволяет организовывать работу по повышению
культуры безопасности, учитывая индивидуальные познавательные возрастные
возможности;
Принцип
системности – основан на реализации работы по формированию
основ безопасности, базирующейся на системе знаний и системе различных видов
деятельности детей дошкольного возраста.
Формирование опыта безопасного
поведения в дошкольном возрасте основывается на взаимодействии трех субъектов
системы образования: воспитателей, родителей, детей. Подготовить ребенка к
умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья,
возможно только объединяя усилия и адекватно подбирая содержание игровых
занятий в соответствии с возрастом ребенка. При взаимодействии с родительской
общественностью в дошкольном учреждении реализуются следующие задачи:
·
Знакомят детей с основами безопасности в
различных ситуациях, расширяя социальный опыт общения и поведения;
·
Учат распознавать опасность, определять источник
угрозы жизни и здоровью;
·
Формируют у детей положительное отношение к
правилам поведения на основе расширения круга нравственных представлений и
ценностных ориентиров;
·
Воспитывают уверенность в себе, чувство
собственного достоинства, поддерживают желание самостоятельно пользоваться
полученными знаниями в различных ситуациях общения и взаимодействия;
·
Учат моделировать комплекс мер в конкретных
ситуациях, ликвидировать возможные последствия.
Безопасность поведения и общения –
это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных
ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице
и дома, поэтому главной задачей взрослых является воспитание мотивации к
безопасности, стимулирование развития у них самостоятельности и
ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в
дошкольных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания
надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на
приобретение детьми определенного опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны
уметь применять в реальной жизни, на практике.
Направления деятельности
дошкольников, нацеленные на повышение культуры безопасности, могут быть
разнообразными. Основными из них являются дидактические и сюжетно-ролевые игры,
проектная деятельность, беседы, театрализация сказок, игровые тренинги, досуг,
занятия, моделирование опасных ситуаций и поиск решений проблемы. Такая
деятельность помогает создать платформу для проявления у дошкольника
самостоятельности, ответственности, уверенности в себе.
Определяющую роль в формировании
культуры безопасности у дошкольников имеет игровая деятельность. В игровых
ситуациях и воспитательных беседах формируется умение находить конструктивный
способ выхода из сложившейся ситуации, принимать адекватное решение и
соответственно этому действовать. Сюжетно-ролевые игры по безопасности для
детей дошкольного возраста («Пожарные», «Кто хороший, кто плохой?», «Могучий
богатырь», «Один дома», «Опасные истории», «Полицейские и бандиты», «МЧС спешит
на помощь») развивают воображение, учат моделировать конкретные ситуации,
самостоятельно и ответственно принимать решения.
Следует отметить эффективность
использования «безопасных» сказок в формирования культуры безопасного поведения
и общения. Сказки могут составлять часть театрализованной проектной
деятельности, готового варианта развития событий либо использоваться для
составления собственных представлений о нормах и правилах поведения в опасных
ситуациях.
В дошкольной практике широко
используется метод проектов в повышении культуры безопасности у детей.
Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности,
ответственности, формируя активную жизненную позицию. В рамках реализации
авторской программы «Я в безопасности!» были воплощены проекты, направленные на
воспитание культуры безопасности у детей дошкольного возраста («По дороге в
детский сад», «Я – пассажир», «Осторожно: дорога!», «Огонь – друг, огонь –
враг», «Изучаем свой организм», «Я дома один»).
При формировании безопасного
поведения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ широко используется
ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления соответствующих
знаний и умений.
Ситуативно-имитационное моделирование
(СИМ) позволяет имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего
обихода и моделировать ситуации, представляющие угрозу жизни и здоровья,
учитывая при этом активную позицию ребенка. В дошкольных учреждениях реализация
работы по этому методу происходит следующим образом: создается макет
необходимой обстановки, предметно-пространственной среды; проводится предварительная
работа с постепенным вовлечением детей в игровой процесс; создаются особые
условия «появления» опасных ситуаций, препятствий в процессе игрового тренинга;
происходит поиск решения задачи под чутким наблюдением эмоционального состояния
ребенка.
Моделирование ситуаций дает ребенку
практические умения применения полученных знаний на деле, развивает мышление,
воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в
жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в
ситуацию поиска решения логических и практических задач. Воспитатель постоянно
обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению,
функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.
Формирование основ безопасного
поведения и общения должно создать надежную основу для успешного безопасного
будущего маленьких граждан. Необходимо проводить систематическую работу с
детьми в этой актуальной и важной области с учетом интересов и возрастных
особенностей детей. Обучение через сказку и проектную деятельность, игру и
моделирование реальных ситуаций дает возможность детям стать более
самостоятельными и принимать верные решения в ситуациях, представляющих угрозу
жизни и здоровью.
Фото из интернета
Источник:
https://sibac.info
Комментариев нет:
Отправить комментарий