Специалисты-психологи на первое место ставят мотивационную готовность к обучению. То есть, когда ребенок имеет правильное представление о школе и ее требованиях: «Мне уже 7 лет, я хочу идти в школу, чтобы выучиться хорошо, работать, стать врачом, модельером, конструктором», - говорит ребенок.
Иногда у детей не совсем правильная мотивация: «В школе лучше, чем в саду, - говорит ребенок, - там не надо спать». «В школе есть перемена, можно выходить в коридор и бегать». Дети с таким представлением о школе встретятся с непредсказуемыми трудностями и уже через несколько дней, если дома и в школе не предоставить им соответствующей помощи и поддержки, скажут, что они в школу не хотят. А есть и такие, которые знают о требованиях к школьнику и одновременно боятся, опасаются: «В школе очень трудно, я не знаю, хочу идти в школу, но страшно ...». Да! Дети тоже нуждаются в советах психолога.
Но и знания не у всех будущих первоклассников одинаковы. Конечно, по уровню знаний дети отличаются. Разумеется, чем больше ребенок знает, тем увереннее чувствует себя в школе. Но иногда и у маленьких «вундеркиндов» возникают трудности - дети не всегда умеют четко выразить свое мнение, вовремя отреагировать на вопрос, отстоять свою позицию. Этому еще предстоит учиться и учиться ... поэтому не стоит разделять детей на «умных» и «не очень», устраивая экзамен дошкольникам. Другое дело, когда учителя и специалисты хотят лучше познакомиться, пообщаться с будущими учениками. Этого не стоит бояться.
Итак, получается, что некоторые будущие проблемы, с которыми столкнуться сегодняшние дошкольники осенью, можно прогнозировать?
Да! Это можно предвидеть. Например, тип темперамента ребенка напрямую связан с тем, каким учеником он станет. У оживленных, жизнерадостных, подвижных сангвиников часто проблемы связаны с тем, что они непоседливые. От замедленных флегматиков нельзя требовать быстрого вовлечения в процесс работы. Меланхолики - быстро устают, а холерики - непослушание и забияки. Это в целом. А если брать конкретного ребенка - здесь ряд проблем, по поводу которых стоит посоветоваться. Поэтому родителям важно знать темперамент своего ребенка хотя бы и для того, чтобы найти ключ к его поведению, а иногда и объяснить учителю, почему ребенок именно такой.
Нередко родители оказываются в такой ситуации, когда приходится отстаивать личность своего ребенка перед авторитарной позицией учителя. На чьей стороне тогда психолог?
Психолог всегда на стороне ребенка. Ребенок - не плохой и не хороший, он такая, какой есть. И еще. Нельзя сравнивать детей с другими детьми. Следует сравнивать ребенка с ним же, но днем, месяцем, годом ранее. Как он изменился, чего достиг? А любовь родительская - это душевная, а не умственная категория. Она должна согревать и защищать ребенка всю жизнь, давать силу, поддерживать в трудную минуту ...
Конечно, не только радость, но и чувство большой гордости охватывает ваших дочь или сына, когда вы вместе покупаете и приносите домой школьные вещи. Ребенок хочет поделиться своей радостью с бабушкой, с детьми во дворе или в саду. Такие эмоции надо подкрепить внимательным ознакомлением с каждой вещью, исследовать с будущим учеником их назначение, где он будет храниться дома, в те дни, когда его не надо нести в школу (на столе, в ящике), и как разместить в ранце, в портфеле? Как чистить и гладить школьную форму? Как вешать на плечики в шкаф?
Специально потренируйтесь с ребенком в составлении вещей в ранец. Это может быть вашим ежедневным занятием в течение недели - перед вечерней сказкой. Чтобы избежать однообразия, занятие может проводиться как игра.
Игра «Собери в школу ранец»
Перед игрой необходимо еще раз рассмотреть с ребенком ранец: какой он привлекательный по форме, цвету, удобный по размеру, конструкции. С любовью сделанный, чтобы им было приятно пользоваться, ходить в школу. Поупражняться в застегивании и расстегивания молнии, липучек, замочков, рассмотреть все отделения, поговорить об их назначении. Чем лучше ученик ухаживает своим ранцем, тем дольше эта вещь будет служить.
Переходим к игре. На столе лежит ранец и несколько предметов: пенал, карандаши, ручка, тетради, папка, сумка для завтрака. Ребенок должен быстро и аккуратно собрать вещи в ранец. Игра заканчивается, когда все вещи сложены и ранец закрыт. На другой день игру можно повторить, используя часы - определять, сколько времени нужно для того, что маленький ученик правильно и аккуратно сложил вещи в портфель.
Вы сделали все, что могли, что подготовить малыша к важному этапу его жизни-походу в первый класс. И все же вы беспокойные - как же оно все будет? И ваш ребенок тоже нервничает, переживает.
Чтобы проверить и успокоиться, нужно проверить, что знает ваш ребенок о школе, о том, как надо вести себя в новых условиях.
Памятка для родителей по подготовке к школе
1. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но на первом месте родители и педагоги.
Учить жить - это значит передавать из сердца в сердце нравственные богатства. И передает эти богатства тот, кто с колыбели ласкает ребенка, кто заботливой рукой поддерживает его первый шаг, кто ведет его за руку по первой тропинке жизни. Это мать, отец, учитель.
2. Воспитание начинается с дня рождения. Первое, с чего ребенок начинает познавать мир, - это ласковая материнская улыбка, тихая колыбельная песня, добрые глаза, мягкие объятия. Из всего этого складывается первое представление о добре и зле.
3. В семейном воспитании решающую роль играет морально-политический облик родителей.
Мощной воспитательной силой для детей семья становится только тогда, когда отец и мать видят высокую цель своей жизни, живут во имя высоких целей, увеличивают их в глазах ребенка.
4. Забота отца и матери о здоровой семье. Настоящая мудрость воспитателя - отца, матери - в умении дать ребенку счастье детства - это спокойный домашний очаг.
5. Семья - это первичный коллектив нашего общества.
Чувствует ли ребенок, блага своей жизни - следствие большого труда родителей, заботы любящих его людей? Ведь без них, без их труда и заботы он просто не мог бы существовать. Здесь кроется большая опасность - вырастить человека эгоистичного, который считает, что главное - его личные потребности, а все остальное - второстепенно. Я вижу только один путь: учить ребенка делать добро для нас, родителей, воспитателей; учить детей понимать и переживать всем сердцем, что он живет среди людей и глубокая человеческая радость - жить ради кого-то.
6. Готовых рецептов семейного воспитания нет.
Есть люди, способные только родить, но не способны по-настоящему рожать. Полнокровная и гармоничная личность рождается от материнской и отцовской мудрости. Рождение человека - большое и тяжелое деяние, счастливая и сложная работа, которая называется воспитанием.
Чтобы воспитать ребенка, следует соблюдать правила в реализации своих семейно-бытовых педагогических функций. Основные из них:
1. Устанавливать и соблюдать общепринятые нормы поведения, четкого режима жизни (работы, учебы, досуга, отдыха), практиковать определение каждому члену семьи его обязанностей, контролировать их выполнение, совместно с детьми анализировать состояние жизни семьи, ее перспективы, внутренние семейные планы и тому подобное.
2. Постоянно держать в поле зрения школьную жизнь ребенка, интересоваться его успехами, проблемами, трудностями, интересами, запросами, стремлениями и способами их удовлетворения.
3. Знать товарищей своего ребенка, зоны его неформального общения, исповедуемые им идеалы, приоритетные жизненные ориентиры.
4. Воспитывать у детей ответственное, ценностное отношение к своему здоровью, понимание долга помогать в будущем своим престарелым родителям и родственникам, детям, всем нуждающимся людям, содержать свою семью.
5. Компетентно и педагогически грамотно обсуждать с детьми проблемы асоциального содержания жизни отдельных людей (наркоманы, алкоголики), первая информация должна поступить от родителей, а не от компании.
6. Ограничивать доступ детей к информации, которая популяризирует проституцию, наркоманию.
7. Развивать и поощрять самостоятельность у детей, умение отстаивать свою позицию.
8. Поддерживать постоянную связь со школой.
9. Знать и уметь объяснить основные приметы или внешние признаки употребления детьми наркотиков, токсических веществ.
10. Быть готовыми к принятию определенных «дисциплинарных» решений по ограничению «непродуктивного» времени жизни ребенка и контактирования его с «подозрительными» товарищами.
Фото из интернета
Основной источник: https://psichologvsadu.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий