Тема адаптации ребёнка к
детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с
трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как
правильно их разрешить.
Что такое
адаптация?
Попадая в незнакомую
обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог
привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает
способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.
Во время адаптации
происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.
Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило,
сопровождается следующими явлениями:
·
происходит регресс
навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и
т.д.);
·
ухудшается сон и
аппетит;
·
ребёнок выглядит
подавленным, вялым, заторможенным;
·
частые капризы,
истерики по любому поводу.
Пугаться изменений в
поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется
с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.
Степени адаптации
Различают лёгкую, среднюю
и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.
Лёгкая степень
Ребёнок с лёгкой степенью
адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут
характерны следующие показатели:
1.
Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна,
может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
2.
Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
3.
Эмоциональное
состояние: ровное, спокойное.
4.
Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в
группе. Может занять себя игрой.
5.
Общение
со взрослыми и сверстниками: идёт
на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи,
включается в игру со сверстниками.
Даже при лёгкой степени
адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.
Средняя степень
Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто
болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.
Об адаптации средней
степени тяжести можно судить по следующим критериям:
1.
Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то
сон беспокойный, прерывистый.
2.
Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
3.
Эмоциональное
состояние: часто плачет,
грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой,
но на непродолжительное время.
4.
Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит
в одиночестве у окна.
5.
Общение
со взрослыми и сверстниками: интереса
к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.
Ребёнок с тяжёлой степенью
адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не
привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного
учреждения.
Тяжёлая степень
Тяжёлое привыкание
характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
О том, что ребёнку нелегко
даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:
1.
Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный,
прерывистый, бывают ночные страхи.
2.
Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
3.
Эмоциональное
состояние: подавленное,
ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
4.
Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить
в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
5.
Общение
со взрослыми и сверстниками: на
контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.
О завершении
адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.
Процесс привыкания ребёнка
к детскому саду проходит в несколько этапов.
1 этап – период
дезадаптации. Как бы ни
готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться
в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание
с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные
заболевания.
2 этап – период
адаптации. Срабатывают
защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими
детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто
спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым
правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования
воспитателя.
3 этап – период
компенсации. Процесс
адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и
новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный
фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.
Сколько по времени продлится этап, зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
Фото из интернета
Основной источник: https://findmykids.org
Комментариев нет:
Отправить комментарий